Живая вода

Мы в соцсетях

 Ответить на вопросы анкеты мониторинга

 

 

 

 

Госуслуги 

 

Безопасный интернет

 

Электронный журнал. Сетевой город. Образование

 

Федеральный институт педагогических измеренийОфициальный сайт ГИБДД ЯНАО

 

Движение без опасности Сетевичок

 

Шурышкарский районПодросток и закон

 

 ЕГЭ-2013 Официальный информационный порталГИА Официальный информационный портал

 

Федеральный надзор в сфере образованияЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам. Каталоги и библиотеки 

 

Microsoft в образовании Единая коллекция ЦОР

 

Российское образование. Федеральный портал. Демоверсии ЕГЭ и ГИА

 

 

Живая вода

В 2017 году исполнилось 16 лет экспедиции «Живая вода». Все началось в 2001 году. Тогда педагоги и учащиеся нашей школы начали работу по исследованию Питлярского городища в Шурышкарском районе ЯНАО совместно с  учеными-археологами.

Экспедиция "Живая вода 2017"

"Уголок Ямала - Отчий дом. Ханты-Питляр" 

Давайте детям больше созерцания
общечеловеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим, через
родные и национальные явления.

В.Г.Белинский

 

 
   
   
   

Вот уже в шестнадцатый раз Питлярская школа собрала ребят в экспедицию «Живая вода». В МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр» приоритетными направлениями  являются эколого-краеведческое и духовно-нравственное воспитание. Одной из форм по реализации данных направлений является ежегодная летняя эколого-краеведческая экспедиция.


В чем же значимость этой экспедиции?
Важность краеведческого компонента в образовании и воспитании школьников в современном мире переоценить невозможно. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к отчему уголку, формирование гражданских позиций. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, коренным жителям, ведущим традиционный образ жизни. Коренные жители Ямала живут в гармонии с природой. И чтобы доказать учащимся, что в природе все взаимосвязанно, помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать природу, традиции и обычаи, быт народа ханты.
Эколого-краеведческий лагерь – одна из наиболее эффективных форм образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования. Изучение краеведческого материала тесно связано с историей и культурой нашего края.


Главная цель экспедиции – создание условий для успешной организации эколого-краеведческого взаимодействия школьников с природой, культурой народа ханты.
В ходе экспедиции решались следующие задачи:


1.Создать целостный подход к экологическому и краеведческому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
2.Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
3.Формирование этнической культуры учащихся, их приобщение к истокам культуры народов ханты, проживающих, на территории нашего края.
4.Создать условия для интеллектуального и творческого развития школьников, содействовать формированию устойчивого познавательного интереса к изучению своей малой родины, на основе системно-деятельностного подхода, а также предоставить возможность школьнику испытать  себя как личность.
5.Продолжить и дополнить учебно-воспитательный процесс экспериментальной  и исследовательской деятельности;

Программа выполнялась исходя из условий местности: изучение и эколого-биологическое исследование окрестностей Ханты-Питляра позволяли решать весь комплекс учебно-воспитательных задач. В состав экспедиции входили ребята из Питлярской и Горковской школ. Всего 20 человек в возрасте от 12 до 15 лет. Начальник лагеря – Горнова Н.А.(директор школы с. Питляр), педагоги-воспитатели – Серасхова Э.П.(учитель родного языка), Сязи О.Ю.(учитель технологии), Еприна Л.П. (учитель родного языка Горковской школы), фельдшер – Сязи М.Н., физрук – Тюлькин А.А.
Каждый участник экспедиции выполнял свои функции, которые определяли его место и роль в исследованиях и жизни в Ханты-Питляре.
Основу программы летней экспедиции «Живая вода»2017 составляли практические занятия: много внимания уделялось познавательной деятельности через изучение традиций и обычаев, проведение мастер-классов, творческих мастерских, встреч с мастерами – Максаров П.Г., Максарова А.А., Хартаганов Е.Г., основанных на краеведческом материале, что особенно важно и ценно для нашей сельской школы.

Вся работа строилась в соответствии с поставленными задачами и состояла из нескольких блоков:
- образовательный (учебные занятия, экскурсии, оформление полевых дневников, плакатов, интеллектуальных игр, викторин по экологии, краеведению, биологии, топонимике, истории);
- спортивно-оздоровительный (общефизическая подготовка, основы ориентирования  и топографии, подготовка по технике пешеходного туризма, спортивные турниры по играм с мячом, шашкам, подвижные игры и др.);
- культурно-досуговый (вечер знакомств, литературные посиделки у костра, конкурсы, выпуск газетных бюллетеней);
- общественно-полезный (обустройство лагеря, уборка территории, создание экологической тропы и плакатов, сбор материалов для составления летописи).

До места расположения  лагеря ребята совершили пеший ход.
Расстояние до Ханты-Питляра составляет 8 км.  И взрослые, и дети  пришли до места назначения бодрыми и весёлыми.  Каждый почувствовал себя героем, так как  с первых минут пришлось столкнуться с трудностями: переход через болото, подъёмы и спуски, установка палаток, одним словом пребывание в экстремальных условиях.

Сколько было радости во время обустройства палаточного лагеря. Самым увлекательным моментом  для ребят было -  установка чума, где они активно участвовали. На практике ребята увидели все тонкости устройства жилища коренных народов Севера. Людмила Прокопьевна рассказала о внутреннем пространстве чума. Ребята познакомились с хантыйским «обрядом  очищения», его значением в жизни народа ханты. Каждый участник экспедиции прошел обряд очищения.

И закипела жизнь в нашем лагере. Мальчики готовили дрова, носили воду. Девочки дежурили по «кухне».
«Трудолюбивого человека видно издалека» - гласит хантыйская пословица. Подпоясанный человек всегда готов к труду. Людмила Прокопьевна провела мастер класс «Пояс». Ребята плели национальные пояса. Эльвира Прокопьевна рассказала, как определяют погоду в условиях кочевья. Познакомились с природными ориентирами народа ханты.

В один из солнечных дней ребята ходили по экологической тропе. Выявили и изучили виды растений на территории Ханты-Питляра, определили лекарственные и ядовитые растения и их свойства. Какие растения используют кочевые народы и для чего.

Проводились  практические занятия  мастерами из поселка Питляр.  Максаров Прокопий Герасимович рассказал о том, как добывали рыбу в прошлом. Все рыболовные снасти изготовляли своими руками из природных материалов – тальника, корня кедра. Максарова Анастасия Архиповна рассказала и показала как нужно выделывать лапы оленя, для того чтобы сшить кисы. Для шитья использовали оленьи жилы. Максаров Александр Герасимович научил ребят изготавливать игрушку из тальника – свистульку. Хартаганов Евгений Геннадьевич рассказал о родовой деревне Ханты-Питляр, ее основании, какие постройки здесь раньше были.

Ребята работали в творческих мастерских под руководством Серасховой Эльвиры Прокопьевны и Сязи Октябрины Юрьевны. Изготавливали поделки для макета «В стойбище». Лепили из глины различные фигуры животных нашего края, сделали  маленький чум, рисовали на ткани различные хантыйские орнаменты, изготовили атрибуты для хантыйских игр – лук, стрелы, кольца.

Каждый день педагоги и ребята играли в спортивные, интеллектуальные игры-конкурсы «Экология народов Севера», «У родного очага», шуточные «И такой, и сякой» Самым запоминающимся был день первобытного человека, где ребята показали свое актерское мастерство.
Особенно яркие впечатления произвела меняющаяся  природа Ханты-Питляра. Были и солнечные дни, и дождь, и гроза, и радуга. Живя в гармонии с природой, человек начинает эстетически чувствовать  её внутреннюю красоту.

Каждый вечер проводили посиделки в чуме у костра. Подводили итоги дня, заполняли полевые дневники, играли, рассказывали истории и легенды. Активных участников награждали сладкими призами, а таковыми были все. Провели мини-конференцию по темам выбранными детьми в ходе экспедиции.

По окончании экспедиции, учащиеся с помощью руководителей определились с темами своих исследовательских работ: «Национальный пояс», «Моё любимое место – деревня Ханты-Питляр», «Парават», «Средство защиты от комаров у народа ханты», «Природные ориентиры у народа ханты», «Жилище коренных народов Севера – чум».

Экспедиция завершилась отъездом из лагеря на лодках. Уставшие, но довольные и счастливые члены экспедиции вернулись домой. Много ярких событий лагерной жизни надолго останутся в памяти юных экологов-краеведов: день знакомств, обряд очищения, истории и легенды, день первобытного человека, день топографа, поиск клада.

Таким образом, работа, проведенная во время экспедиции по сбору эколого-краеведческого материала, непременно будет продолжаться во время учебного года. А ребята со своими исследовательскими работами, проектами примут участие в различных научно-практических конференциях.

(Директор школы Горнова Н.А.)

 

Экспедиция "Живая вода - 2016"

 

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые  бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений"

                                                                           Л. Н. Толстой.

 

Программа краеведческой выездной экспедиции "Живая вода-2016">>

Отчет о работе экспедиции >>

 

 

 

Современный мир предъявляет к ученику  школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.  Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков учащихся, но еще кроме этого  ученик должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни.

Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, помогает детям  быть успешным в любых ситуациях. В течение учебного года учащиеся   Питлярской  школы посещали уроки, внеурочную деятельность  по  краеведению и экологии, где могли углубить свои знания, уделить внимание тем направлениям, которые им наиболее интересны, пополняли  школьный музейный фонд своими проектами, исследовательскими работами по краеведению.  Чтобы повысить интерес учащихся к урокам истории и краеведения, привить любовь к родному краю,  в заинтересованности к изучению своей малой родины необходимы разные формы и методы работы: занятия в кружках, экскурсии, экспедиции, работа в  творческих группах, исследования  и внеклассные мероприятия.
   
     

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии и краеведению, но и способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества,  его истории и природы, осознанию значимости своей практической помощи. Эколого- краеведческие  и исторические знания необходимы любому современному школьнику.

В Питлярской школе одним  из основных и значимых  направлений  являются эколого-краеведческое   и духовно – нравственное  воспитание. Одной из форм по реализации данных направлений    является ежегодная летняя эколого-краеведческая экспедиция. В 2016 году наши школьники пятнадцатый раз принимали участие в экспедиции «Живая вода». 

С 23 июня по 2 июля 2016 года маршрут экспедиции  пролегал из села Питляр в город  Ханты-Масийск – столицу Югры.   В составе экспедиции входили 8  учащихся, которые   занимались исследовательской работой, руководитель экспедиции директор МБОУ «Питлярска СОШ   Образовательный центр»  Горнова Нина Александровна,  педагог организатор Аристова Светлана Михайловна и медицинский работник Телушкина Надежда Герасимовна. 
Цель экспедиции состояла в   привлечении учащихся к активному изучению истории  не только своего родного края, но   и истории     нашей Родины; воспитании   в детях  трепетного отношения к истории, обычаям и традициям своих предков как к величайшей ценности; способствованию реализации творческого потенциала детей; пополнении материалами    школьного  музея  финно-угорских культур (фото- видеоматериалами, исследовательскими работами, проектами, полевыми дневниками).


 В ходе проведения экологической экспедиции “Живая вода  - 2016” были поставлены  следующие конкретные задачи, которые успешно были решены:
• Развитие в детях познавательного начала во время экспедиции, приобщение подрастающего поколения к культурному и историческому наследию своей страны.
• Содействовать формированию устойчивого познавательного интереса к изучению истории, культуры Ханты-Мансийского округа   через посещение музеев, выставок,  государственной библиотеки.
• Создание благоприятных условий для организации досуга и оздоровления  детей  туризмом, активным отдыхом и интеллектуальным трудом. 
   
     

Наше увлекательное путешествие в город Ханты-Мансийск началось с плавания на теплоходе «Механик Калашников». Успех экспедиции зависел от многих условий: хорошей погоды, благоприятного психологического микроклимата, слаженной команды единомышленников.

Во время плавания  на теплоходе свободное время ребята проводили очень весело —  пели песни, участвовали в различных  играх, конкурсах, спектаклях, сочиняли стихи, разгадывали кроссворды, играли в настольные игры.

Столица  Югры встретила нас  своим  теплым солнышком. Каждый день пребывания  в  городе был расписан поминутно. Чётко  сработанный маршрут руководителем экспедиции, дал возможность  нам  познакомиться с достопримечательностями  Северного города, посетить  уникальный  этнографический музей заповедник под открытым небом «Торум Маа», музей  Природы и Человека, Государственную библиотеку  города Ханты-Мансийск, принять участие в мастер- классах,проводимых сотрудниками музеев.

Во время посещения  государственной  библиотеки  из рассказа   экскурсовода  мы узнали, какие услуги оказывает библиотека читателям не только своего округа, но и жителям других регионов; познакомились подробно с  первой печатной  машинкой, а в зале выпуска журналов и брошюр  нам показали современные печатающие  электронные устройства.  Самое   интересное   нас ждало впереди.   В музее государственной библиотеки нам показали самую маленькую детскую  книжку размером всего лишь 3х3 см. А так же смогли   посмотреть и подержать в руках  самые большие книги,   почитать их и имели возможность познакомиться с уникальным экспонатом  -   книгой, которой   на сегодняшний  день  исполнилось  более  400 лет.   
Неизгладимые впечатления произвела      экскурсия  в  храм  Христа Спасителя,  особенно нам запомнилась дорога к Храму, которую сопровождают  9 фонтанов с вырезанными на них заповедями  Христа. Во время посещения  аллеи Славы мы почтили минутой молчания память воинов  Великой Отечественной войны и участников боевых действий.  

В предпоследний день нашего проживания в столице  Югры,  во время обзорной  вечерней экскурсии  «Привет – Ханты-Мансийск» мы побывали на знаменитых  семи  холмах,  встретились с семьей  бронзовых  мамонтов, включая и животных  ледникового периода,   расположенных у подножья гряды на четырнадцатиметровом искусственном основании – террасе. Все представленные здесь животные расположены в историческом порядке от прошлого к будущему.  Познакомились с основными спортивными объектами, уникальной лыжной трассой, где проходят всероссийские и международные соревнования и олимпиады по биатлону.  Посетили  центр  развития и спорта по шахматам, увидели всю красоту бурной и строптивой реки  Иртыш,  любовались северными  пейзажами  на набережной,  где ступала нога великих  путешественников - Беринга, Миллера и Миссершмита. В заключение этой экскурсии мы проехали на автобусе  по центральным улицам и  имели возможность увидеть уникальные сооружения северной столицы.
 

Десять дней  экспедиции пролетели очень быстро.  В память об этом удивительном лете у  Питлярских   ребят останутся полученные знания  о  г. Ханты-Мансийске,   фото- и видеокадры, а также новые знакомые и друзья,  а у их     педагогов — новые идеи,   новые формы развития эколого-краеведческого  движения. Только в случае достижения поставленных целей можно говорить об эффективности проведённого мероприятия. В этом году сделать это опять удалось на «отлично». Программа экспедиции была выполнена полностью. Уезжали все с надеждой встретиться когда- нибудь снова.  Кого  и где примет экспедиция  «Живая вода»  в 2017 году пока неизвестно. Но всем    ясно, что город  Ханты-Мансийск  - это    уникальный уголок  нашей необъятной Родины, не имеющий себе равных  по красоте и богатству, отличающийся  по культуре, истории и  мифологии и являющийся гордостью России, где неравнодушным исследователям всегда найдётся интересное дело. По окончании  экспедиции, учащиеся с помощью  руководителей   определились с темами своих исследовательских работ: «Большая жизнь маленькой книги», «Русская народная игрушка», «Жизнь теплохода Калашникова» , «История развития столицы Югры». Участники экспедиции свои наблюдения, выводы заносили в полевые дневники. В последний день путешествия прошла презентация данных дневников, определены и награждены победители.  Таким образом, работа, проведенная во время экспедиции по сбору эколого-краеведческого материала,   непременно будет  продолжаться во время учебного года. Логичным завершением этого процесса является участие ребят со своими исследовательскими работами, проектами,  на различных научно-практических конференциях юных исследователей.

 
     


 

Летняя выездная  экспедиция «Живая вода-2015» по интересным местам Шурышкарского района и окружной столицы г.Салехард.

 
   

 

Летняя выездная  экспедиция «Живая вода-2014» «3аглянем в мир оленевода» проходила  с 16 июля по 24 июля 2014 года. Участниками были ребята  13-17 лет. Необычность экспедиции была в том, что она проходила в условиях кочевья оленеводов-ханты. Условия возникновения идеи данной экспедиции: ограниченность информации о культуре, быте, традициях оленеводов.

Мы живем на этой земле, поэтому должны почитать традиции, которые создавались веками, должны знать историю малых народов, живущих рядом с нами. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия. Объектом изучения является жизнь  оленеводов: их труд, быт, проблемы жизни оленеводов. Целью экспедиции являлось погружение в традиционный мир оленеводов. В ходе экспедиции решались следующие задачи: формирование у детей любви к своей малой родине, воспитание патриотизма; развитие наблюдательности и любознательности; социализация личности ребят, включение его в бытовую среду оленеводов; формирование умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении, приобщение учащихся к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала, формирование у учащихся чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов.

Формы проведения экспедиции: встречи с оленеводами, рассказы о традициях, обычаях, практическое участие в повседневном труде оленеводов. Программа маршрута экспедиции состояла из нескольких этапов:
- организация и отъезд из села Питляр в   Салехард;
- отъезд из Лабытнанги на поезде;
- пеший поход с проводником к месту стоянки оленеводов.
По пути следования к стадам мы увидели, как сурова, но величественно прекрасна природа Полярного Урала. Его бурные полноводные реки, низвергающиеся водопадами ручьи, спокойные озера с хрустально-чистой бирюзовой водой, дремучие леса на юге, пышные горные луга и синеющие дали хребтов навсегда останутся в нашей  памяти. Путешествуя в суровых природных условиях Полярного Урала, ребята приобрели закалку и опыт проведения сложных походов по горным малонаселенным местам. И вот наконец-то сбылась наша мечта - мы встретили оленеводов!
В ходе экспедиции мы  гостили в чуме, попробовали мясо оленя, приготовленного по кочевым рецептам, узнали, какие навыки выработались у человека на протяжении веков, противостоявшего суровой северной природе, получили возможность примерить традиционные одежды, узнать секреты выделки камуса, метания пастушьего аркан, проехались на оленьей упряжке по летней горной тундре.
Во время экспедиции мы  проживали в палатках,  пищу готовили на  костре. Неоценимую роль в развитии личности участников экспедиции сыграли встречи с оленеводами, с которыми дети днем работали плечом к плечу, наблюдали  и оказывали  помощь в труде в условиях кочевья, а вечером встречались у костра, где те  рассказывали о своей жизни, работе. Непринужденное общение школьников и оленеводов оставило неизгладимый след в душах сельских детей и обогатило  их интереснейшими знаниями о традиционном оленеводстве. Были проведены такие мероприятия как:
а) прогулка "К друзьям - деревьям";
б) сборы "Дары природы";
в) "Женщина - хранительница очага" (о труде чумработницы)
г) "Жизнь в дороге предков" (практическое занятие с нартами, упряжью и другими предметами была)
д) Правила выживания в условиях кочевья.
Проводимые в экспедиции практические занятия, способствовали  формированию  исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Экспедиция объединила  участников, повысила  интерес к профессии оленевода, к их повседневному труду, сформировала практические навыки школьников в условиях кочевья, помогла социализации ребят,  воспитала чувство  уважения к обычаям и традициям  коренных народов Ямала.


 

   

 

С 20 по 29 июня 2013г. в деревне Ханты-Питляр работал летний исследовательский лагерь «Живая вода».  Я, Накова Роза Тимофеевна, являясь мастером декоративно-прикладного искусства, проводила учебные занятия с детьми. Я рассказывала им о традициях и обычаях народа ханты, о том что важно сохранить традиционный образ жизни местного населения.

Цели и задачи моей работы в лагере:

1.      Познакомить с декоративно - прикладным искусством народов севера,

2.      Познакомить с особенностью традиционной одежды,

 3.  Познакомить с  традициями  и обычаями  северной культуры,

 4.  Обеспечить освоение навыков художественных промыслов через  мастер – классы:

      а) «Акань» национальная кукла (ханты)

      б) «Акань» национальная ворона (ханты) 

      в) «Игры и игрушки» - национальная головоломка (ханты) 

      г) Изготовление сувениров

Расходные материалы, оборудование:  ткань ситец, тесьма, сукно, нитки (шерсть), ножницы, береста, кожа.

  5. В день этнографа проводились различные подвижные народные игры.

  Основные результаты:

1) Мастер - классы: декоративный орнамент, игры  с деревянной национальной игрушкой, алгоритм выполнения кукол «Акань».

2) Установка  и оформление игрового чума и выставки в нем.

3) Данные игры и изготовление сувениров развивали у детей сообразительность, моторику рук, мышление, память.

Накова Р.Т., 2013 г.


Организация НИР учащихся школы носит комплексный характер. Летом ребята выезжают на полевые исследования в рамках экспедиции «Живая вода». Ребята выбирают темы исследований, представляющие для них интерес. Летние исследования  проводятся под руководством педагогов школы и, что очень важно, с помощью ученых (археологов, биологов). Собранный летом фактический материал, наблюдения,  подробно анализируются, изучаются на факультативных занятиях в новом учебном году.

Сотрудничество с учеными повышает интерес ребят, так как намного отличается и от школьной программы, и от привычных учебников.

Экспедиция «Живая вода»:

u 2001 год: археологические раскопки Ханты-Питлярского городища;

u 2002 год: республика Карелия, город Санкт-Петербург;

u 2003 год: город Иркутск, озеро Байкал;

u 2004 год: археологические раскопки Усть-Войкарского городка, Китайская народная республика, город Пекин;

u 2005 год: археологические раскопки Усть-Войкарского городка;

u 2006 год: археологические раскопки Усть-Войкарского городка, поездка в Венгрию;

u 2007 год: участие в летнем экологическом лагере «Одиссея-2007»;

u 2008 год: археологические раскопки Усть-Войкарского городка;

u 2009 год, 2010 год: выездной лагерь в Ханты-Мужи;

u 2011 год: выездной лагерь Горный Самотнёл;

u 2012 год: выездной лагерь в Ханты-Питляр;

u 2013 год: выездной лагерь в Ханты-Питляр, окрестности с.Питляр;

u2014 год: выездной лагерь на Полярный Урал;

u2015 год: экспедиция по маршруту Питляр-Салехард_Мужи-Горки-Питляр.

Главной целью экспедиции было показать учащимся, что в природе всё взаимосвязано, что истоки народа находятся в далёкой древности, помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать природу родного края.   Основу программы составляли практические занятия, мониторинг окружающей среды, работа на археологическом раскопе. Задачи экспедиций: продолжение и дополнение учебно-воспитательного процесса экспериментальной и исследовательской деятельностью. 

В летних условиях ребятам предоставлялась возможность испытывать себя как личность. Участие в археологических раскопках, мониторинг окружающей среды (система наблюдений за состоянием всех компонентов природы: воды, почвы, атмосферного воздуха, растительного покрова и животного мира) требовало от нас, педагогов, какого-то оформления. Вот так возник вопрос о написании рефератов, научных работ по результатам экспедиции. Работа на археологическом раскопе позволила детям непосредственно соприкоснуться с отечественной историей. Найденные ими подлинные предметы средневекового быта хантыйского народа: изделия из кости, дерева, бересты, наконечники стрел, монеты и многое другое, заставили задуматься над вопросами развития человечества, совершенствования различных технологий прошлых производств.

Неоценимую роль в развитии личности участников экспедиции сыграли встречи с настоящими учеными, с которыми дети днем работали плечом к плечу на раскопе, а вечером встречались за круглым столом, где те  рассказывали об истории финно- угров, своей научной деятельности; комментировали обнаруженные днем новые артефакты. Непринужденное общение школьников и ученых оставляло неизгладимый след в душах сельских детей и обогащало их интереснейшими знаниями. Проводимые в экспедиции практические работы, способствовали  формированию  исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью, облегчению фактического понимания учебных тем, пройденных на уроках в школе. Материалы, собранные летом, изучались учащимися на уроках, кружковых и факультативных занятиях. Результаты экспедиций оформлялись в отчеты, с которыми знакомилась вся школа.Таким образом, летние  экспедиции помогали изучать природу, культуру  нашего края учащимися всей нашей школы.

Экспедиции дают свежий, чистый глоток в развитии музейной педагогики, побуждают к новым творческим идеям. Учащиеся развивают такие качества как коммуникабельность, взаимовыручка и взаимоподдержка, происходит становление и закалка характера, ребята учатся просто жить и выживать в природных условиях, саморазвиваться и самовоспитываться.

 

 

 

Живая вода 2012: маршрутный лист, отчет о работе экспедиции 
   

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»